«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Демокрит
Не сказать, чтобы мудрость самого Демокрита канула в лету, но учиться мы почему-то привыкли совершенно другому – тому, что считаем нужным и полезным, будь то экзотический язык или теории Стивена Хокинга. А между тем, умение разбираться в искусстве для современного человека не менее важно, чем два технических образования. И речь идет не только о том, чтобы блеснуть знаниями в нужный момент. В пятницу 7 ноября на малой сцене Нижегородского театра юного зрителя собралось необычное общество: актеры, студенты театрального училища, журналисты, критики и просто нижегородские театралы пришли поучиться актерскому мастерству. Тренинг «Работа над ролью» в рамках «XI театрального фестиваля им. Е. Евстигнеева» провел главный режиссер Нижегородского ТЮЗа Виктор Львович Шрайман. И хотя встреча была заявлена как «тренинг для молодых актеров драматических театров», оказалось, что учиться не поздно никогда и никому. Приведем основные тезисы Виктора Львовича из теоретической части занятия (к практике лучше всего подходит выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»): Не недооценивайте значение микрожеста. Не все можно сказать словами. Жесты говорят куда больше. Есть такой прием – минус оценка. Сначала идет зона молчания, а затем все внезапно меняется. В зоне молчания публика сама доигрывает то, что не сказал актер. Но происходит это только тогда, когда публика уже вовлечена в действие. Присвоение роли и пьесы. М. Туманишвили предлагал перед постановкой пересказать роль или пьесу своими словами. Происходит процесс присвоения материала. Невольно Вы сразу сделаете анализ, отбросив все «красивости». Краеугольный момент актерской профессии – импровизация самочувствия. Важны впечатления и реакции до «замыливания» глаза. Если актер потерял реальный контакт, то следует постараться рассмотреть какую-нибудь мелкую деталь, например, пуговицу на костюме собеседника. Питайтесь от партнера! Манера игры. Нельзя все пьесы открывать ключом «психологического театра». Например, у Марка Захарова замечательным образом сочетаются быстрота реакции и глубина проживания чувств. Создание атмосферы. Г. А. Товстоногов говорил: «Атмосфера – вещь осязаемая, поддающаяся контролю. Она зависит от правильной оценки обстоятельств». Зерно роли. Г. А. Товстоногов советовал фантазировать о роли в реальных обстоятельствах, а не в декорациях. Мало кто фантазирует до конца. Фантазия дискретна. А необходимо объединять детали в единое целое. Актер обменивается с публикой энергией. Роль нужно написать подробностями и ассоциациями. Оценка – капля крови, которую берут для анализа врачи. Она может сказать очень много. Артист должен быть умным – у него и оценки будут умными. А у глупого артиста и оценки глупые. К некоторым артистам лучше не подходить близко, чтобы не разочароваться – на сцене или на экране они создают совершенно другой образ. Но есть люди великие и на сцене, и в жизни. Сергей Юрский – один из них. На роль и на спектакль надо смотреть как на скорый поезд, а не как на электричку. Не потому, что поезд быстрый, а потому, что не останавливается на полустанках. Нужно ловить живую жизнь, меняющуюся, непрерывную. Если Вы попытаетесь представить роль в виде графика, то нормальное состояние – это пульсация. Ровная линия – это смерть. И иногда нужно устроить «взрыв», если чувствуешь, что теряешь публику. Обстоятельства: время, место, физическое самочувствие. Например, сена пожара в «Трех сестрах» А. П. Чехова – он происходит ночью, это накладывает особую нервность. В жизни это неконтролируемо, а на сцене нужно это выстраивать. Артист должен быть невероятно внушаемым, доверчивым. Никогда не внушайте себе ничего негативного! Через поклон виден характер артиста...
«Что наша жизнь? Игра!»
«Мир – театр, а люди в нем – актеры» У. Шекспир
ВИКТОР ЛЬВОВИЧ ШРАЙМАН — главный режиссер Нижегородского театра юного зрителя. Вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАRT», Председатель экспертного совета Премии имени заслуженного деятеля искусств РСФСР проф. М. М. Королёва, член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» (2002-2008гг.), руководитель Всероссийской Лаборатории режиссёров Театров Кукол СТД РФ, член Комиссии по театрам кукол СТД РФ, профессор, заведующий кафедрой «Актер театра и кино» Магнитогорской государственной консерватории (с 1996 по 2007).
Фото:Театр юного зрителя (с) |
Copyright © 2003-2014 Н.Ю.Прибутковская
Created by Graphit