Открытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева

Неофициально

«Слова в нашей профессии – последнее дело. Главное – переживание» - тренинг Виктора Львовича Шраймана «Работа над ролью».

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

 Демокрит

 

Не сказать, чтобы мудрость самого Демокрита канула в лету, но учиться мы почему-то привыкли совершенно другому – тому, что считаем нужным и полезным, будь то экзотический язык или теории Стивена Хокинга. А между тем, умение разбираться в искусстве для современного человека не менее важно, чем два технических образования. И речь идет не только о том, чтобы блеснуть знаниями в нужный момент.

В пятницу 7 ноября на малой сцене Нижегородского театра юного зрителя собралось необычное общество: актеры, студенты театрального училища, журналисты, критики и просто нижегородские театралы пришли поучиться актерскому мастерству. Тренинг «Работа над ролью» в рамках «XI театрального фестиваля им. Е. Евстигнеева» провел главный режиссер Нижегородского ТЮЗа Виктор Львович Шрайман. И хотя встреча была заявлена как «тренинг для молодых актеров драматических театров», оказалось, что учиться не поздно никогда и никому.

Приведем основные тезисы Виктора Львовича из теоретической части занятия (к практике лучше всего подходит выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»):

Не недооценивайте значение микрожеста. Не все можно сказать словами. Жесты говорят куда больше.

Есть такой прием – минус оценка. Сначала идет зона молчания, а затем все внезапно меняется. В зоне молчания публика сама доигрывает то, что не сказал актер. Но происходит это только тогда, когда публика уже вовлечена в действие.

Присвоение роли и пьесы. М. Туманишвили предлагал перед постановкой пересказать роль или пьесу своими словами. Происходит процесс присвоения материала. Невольно Вы сразу сделаете анализ, отбросив все «красивости».

Краеугольный момент актерской профессии – импровизация самочувствия. Важны впечатления и реакции до «замыливания» глаза. Если актер потерял реальный контакт, то следует постараться рассмотреть какую-нибудь мелкую деталь, например, пуговицу на костюме собеседника. Питайтесь от партнера!

Манера игры. Нельзя все пьесы открывать ключом «психологического театра». Например, у Марка Захарова замечательным образом сочетаются быстрота реакции и глубина проживания чувств.

Создание атмосферы. Г. А. Товстоногов говорил: «Атмосфера – вещь осязаемая, поддающаяся контролю. Она зависит от правильной оценки обстоятельств».

Зерно роли.  Г. А. Товстоногов советовал фантазировать о роли в реальных обстоятельствах, а не в декорациях. Мало кто фантазирует до конца. Фантазия дискретна. А необходимо объединять детали в единое целое.

Актер обменивается с публикой энергией. Роль нужно написать подробностями и ассоциациями.

Оценка – капля крови, которую берут для анализа врачи. Она может сказать очень много. Артист должен быть умным – у него и оценки будут умными. А у глупого артиста и оценки глупые.

К некоторым артистам лучше не подходить близко, чтобы не разочароваться – на сцене или на экране они создают совершенно другой образ. Но есть люди великие и на сцене, и в жизни. Сергей Юрский – один из них.

На роль и на спектакль надо смотреть как на скорый поезд, а не как на электричку. Не потому, что поезд быстрый, а потому, что не останавливается на полустанках.

Нужно ловить живую жизнь, меняющуюся, непрерывную.

Если Вы попытаетесь представить роль в виде графика, то нормальное состояние – это пульсация. Ровная линия – это смерть. И иногда нужно устроить «взрыв», если чувствуешь, что теряешь публику.

Обстоятельства: время, место, физическое самочувствие. Например, сена пожара в «Трех сестрах» А. П. Чехова – он происходит ночью, это накладывает особую нервность. В жизни это неконтролируемо, а на сцене нужно это выстраивать.

Артист должен быть невероятно внушаемым, доверчивым. Никогда не внушайте себе ничего негативного!

Через поклон виден характер артиста...

«Что наша жизнь? Игра!»
А. С. Пушкин «Пиковая дама»

 

«Мир – театр, а люди в нем – актеры»

У. Шекспир

 

ВИКТОР ЛЬВОВИЧ ШРАЙМАН — главный режиссер Нижегородского театра юного зрителя.

Вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАRT», Председатель экспертного совета Премии имени заслуженного деятеля искусств РСФСР проф. М. М. Королёва,  член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» (2002-2008гг.), руководитель Всероссийской Лаборатории режиссёров Театров Кукол СТД РФ, член Комиссии по театрам кукол СТД РФ, профессор, заведующий кафедрой «Актер театра и кино» Магнитогорской государственной консерватории (с 1996 по 2007). 

   

Фото:Театр юного зрителя (с)

Copyright © 2003-2014 Н.Ю.Прибутковская
Created by Graphit