Евгений Евстигнеев
Главная   |   Почта   |   Карта сайта   |   Печать   |   Гостевая
XI-йОткрытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева
Открытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева
Партнеры
ННТВ - Нижегородская государственная областная телерадиокомпанияНижний Новгород on-lineНижегородский рабочийБольшие девочки в большом городе
Мы в сетях
мы на Facebookмы вКонтакте
Пресса

Нет, ребята-демократы (либералы, патриоты – нужное подчеркнуть), - только чай!

Нет,  ребята-демократы (либералы, патриоты – нужное подчеркнуть), - только чай!

Уважаемая Вера Алексеевна Фортунатова!

 

            Когда зрители в искреннем воодушевлении берутся за ручку (садятся за клавиатуру) и сразу после премьеры спектакля направляют в адрес театра свой восторженный отзывэто ведь хорошо и просто замечательно. И ничего кроме «Спасибо!» в их адрес не хочется произнесть. Но со мною произошла беда: прочитав вашу реплику по поводу последней премьеры в академическом театре драмы, я словно бы в занакомом-перезнакомом мне лесу заблудился в трех соснах. Может быть у вас найдется время вникнуть в мои недоразумения.

            Театральный критик в прошлом, а теперь редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская как-то не так давно призналась, что нет ничего легче, чем написать театральную рецензию в расчете на свой круг – критиков, театроведов и прочей, ну очень информированной в сфере эстетики и околотеатральной жизни, публики. Правда просто читатели, зрители от подобных критически-рецензионных сочинений абсолютно ничего не получают, но ведь это же детали. Поэтому я понимаю, как млеет, как эйфоризируют преподавательско-профессорский состав зрителей премьеры «Павла I», когда читает такой несравненный абзац (цитирую по газете «МК в Нижнем Новгороде», 14-21 октября): «Да, этот спектакль поставлен в русле «нового историзма», в котором реконтекстулизация момента означает гораздо больше, чем деконструкция всего исторического и художественного процесса, объявленная постмодернизмом. Откровением нового времени. В этой многослойной постановке каждый уровень имеет свой контент и свою ценность».

            Сказано сильно, хотя, может быть, и не столь убедительно, как хотелось бы . Осмелюсь доложить, что проработавший не один сезон в театре драмы режиссер Ефим Давидович Табачников в годы своей учебы в ГИТИСе в летние каникулы приезжал к отцу подкормиться, дело было в середине 40-х.  Давид Табачников, портной и закройщик, естественно интересовался, что за профессия такая – режиссер и чем его сын будет заниматься потом. Ефим, как мог, объяснял, а его отец мало что понимал, а слушая все переспрашивал: «Ну, хорошо, а руками-то, руками ты что будешь делать?»

            Прочитав о реконстектуализации и деконструкции, так мило приласканной модернизмом, лично я впал в транс. Мне захотелось, как Давиду Табачникову, не в попад спросить: ну, а на сцене, в данном спектакле, что это собственно означает? Где здесь контент, его ценности, а заодно и яичница-глазунья?

Далее в лес – и уже не зги не видно. Из следующего абзаца явствует, что режиссер Елена Невежина:

  1. Выразительно подстроилась под  символизм Д. Мережковского, автора пьесы.
  2. Но одновременно, ее режиссура надстроена над всем корпусом спектакля.
  3. Подстройки и надстройки могли, конечно, изуродовать ценность контента, но слава Богу, «можно любоваться увиденным бездумно-восхищенно (главное, конечно, бездумно – П. З.) под аккомпанемент ритма малого барабана «Болеро» М. Равеля».

Все. Конец. Это у Пушкина рука тянется к перу, перо к бумаге и т.д. У нас смертных все проще, и эту простоту без всяких надстроек и подстроек определил сам русский народ: без бутылки не разберешься.

      Но и тут, увы, не все так просто. Продолжая «разбирать» спектакль, вписав в свой разбор Макса Вебера (ну, а как без него – о М. Хайдеггере наслышаны плохо, М. Мамардашвили для читателей сложен и труден) вы, Вера Алексеевна, считаете, что главный уровень спектакля все-таки содержательный. Позвольте, Вера Алексеевна, а всякие деконструкции, надстройки и подстройки – что это не содержание спектакля? Или это что-то вроде мух, которых ни в коем случае нельзя путать с котлетами.

      И все-таки – содержание! Я задрожал от предчувствия: сейчас узнаю (хотя бы формулировку), о чем же новая работа театра, сейчас узнаю, как смотрится наш Павел в сравнении с другим совершенно  замечательным Павлом нашего времени – артиста Сухорукова, сейчас, если повезет, узнаю, почему М. Горький не долюбливал Мережковского и называл его фокусником. Но чему не не суждено быть, тому не суждено. Оказывается, что спектакль хорош тем, что он и нашим, и вашим: патриоты будут довольны, и либералы могут вполне в воздух чепчики бросать. Такая, понимаешь, политкорректность. И содержание спектакля укладывается  автором отзыва-рецензии в несколько стихотворных строк Лермонтова и Бальмонта. Одна незадача: можно подобрать еще сонм цитат о России, которые очевидно впишутся в надстроечно-подстроевое содержания «Павла1». Ну, например: «Россия-Сфинкс». Ликуя и скорбя, и  обливаясь черной кровью, она глядит, глядит, глядит в тебя, и с ненавистью,  и любовью», «Не стыдись, страна Россия! Ангелы всегда босые…», «Умом Россию не понять…» Очень мне нравится сегодняшний наш поэт-иронист Всеволод Емелин. Даже его стих, написанный после известной «тусовки» М. Прохорова на «Авроре» (а чем пьяная «тусня», кинувшаяся убирать Павла – лучше?) можно, при желании, увидеть в свете содержания «Павла 1», как его «корректирует» автор отзыва. Емелин заканчивает двумя строчками :

                             Скажи мне «Аврора», где в черных бушлатах

                             Грозно шагают твои моряки?    

Впрочем, это, разумеется, шутка. А серьезно, я – старый -  и поэтому туповатый, театрал убежден, что содержание всегда конкретно и без его реального показа, хотя бы формулировки, и рецензия не рецензия, и отзыв не отзыв, а только исключительно контент.

      И еще без всякой натяжки и иронии: за замеченного и отмеченного Зерина, его серьезное и проникновенное отношение к работе (оно проявилось уже в десятке ролей до Павла 1, иногда очень-очень небольших) – большое спасибо. Правда, и здесь кое-что ударило. Например в такой похвале – «мастера создают сценическое окружение во всю силу своего профессионального масштаба» (Господи! Где же этот масштаб в доброй половине спектаклей театра?) Но все дело в том, что в списочном составе этих мастеров появилась и такая фамилия – «и др.». Представляю кое-кого из любимых мною актеров  Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького рассказывающего кому-нибудь по телефону после прочтения рецензии Веры Алексеевны:

-  Наконец-то меня похвалила Фортунатова… Так и написала «и др. актеры», играющие во всю силу и мощь своего профессионального мастерства.

 

                                                     Павел Заметин 

Copyright © 2003-2014 Н.Ю.Прибутковская
Created by GraphitPowered by TreeGraph