Евгений Евстигнеев
Главная   |   Почта   |   Карта сайта   |   Печать   |   Гостевая
XI-йОткрытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева
Открытый театральный фестиваль-конкурс им. Евгения Евстигнеева
Партнеры
ННТВ - Нижегородская государственная областная телерадиокомпанияНижний Новгород on-lineНижегородский рабочийБольшие девочки в большом городе
Мы в сетях
мы на Facebookмы вКонтакте
Пресса

Мы жизнь учили не по Гегелю…

Мы жизнь учили не по Гегелю…

         Говорить о Георгие Сергеевиче Демурове я могу бесконечно. Но вся беда в том, что, чтобы ни сказал о нем, юбиляру это не понравится. Похвалишь – зачем, мол это сделал. Немножко поиронизируешь – тоже нехорошо, ведь юбилей,  да еще какой. И вообще, в нашей театральной среде, в искусстве нашего города у Георгия Сергеевича особое место. Скажем, хорошие артисты,  славу Богу земля талантами не обеднела, есть почти всегда. Но вот далеко и далеко не всем из них удается стать, как говорили уже в давние времена, любимцами публики. А Георгий Сергеевич не просто артист: каждое его появление на сцене накаляет зрительский зал, захватывает его волной эмоций, в том числе и разных воспоминаний о других работах актера. В Демурове артисте соединились качества совершенно замечательные – артистизм, обаяние, красота человеческой породы, умение проживать свои роли страстно и темпераментно. При этом каждая его работа, не важно положительный или отрицательный это образ, подсвечена какой-то мягкостью, какой-то южной я бы сказал светлостью, доброоткрытостью. На это очень чутко реагирует публика,  и я не побоюсь все-таки высокопарных, быть может, слов и скажу, что Демуров-артист последний из могикан на наших нижегородских театральных подмостках, который умеет так увлечь и повести за собой публику. Если сказать теми безобразными словами, которые сегодня лезут в ухо каждому из нас, то Георгий Сергеевич Демуров – это настоящий бренд сегодняшнего Нижнего. В доказательство я мог бы привести десяток просто образцовых ролей, начиная с легендарного Герострата из спектакля по Григорию Горину до виртуозно сыгранного профессора Серебрякова в «Дяде Ване».

 

  • * *

Мне кажется, что среди многого содеянного на театре и в жизни  Демуровым, есть одно совершенно замечательное. Мудрый и наблюдательный Антон Павлович Чехов как-то заметил: «На свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость». Этих знаменитостей и я лично, и люди нашего с Демуровым поколения повидали. Это не без их участия, кстати, театр драмы на рубеже веков дошел, что называется,  до ручки, уже почти ушел на дно. Перспектива превратиться в провинциального гуру была и у Георгия Сергеевича Демурова, но слава Богу, что чаша сия миновала и его самого, и нас с вами.  Я думаю, что дело здесь в выборе, который честные люди нашего поколения сделали вполне сознательно Об этом выборе хорошо написал один из моих любимых поэтов Александр Кушнер: «Я  никакого интереса к себе не чувствую давно». Имеется ввиду интерес человека к себе самому, славе, карьере. Тут что-то такое произошло. Может быть, полученный нами в детстве, юности заряд  духовсности, общности людей, веры в справедливость, не смотря ни на что, способности мечтать не только о поездке в Таиланд или своей «Ауди» с дачей в придачу, но и  о чем-то идеальном, растворимом в добре. У отцов наших-фронтовиков,  на послевоенных одеждах родственников, друзей наших семей позвякивали медалями. Свои первые уроки географии я, да и наверное и Демуров, учили по этим медалям «За оборону Москвы», Вена,  Будапешт… Я знаю, что Тбилиси 40-х-50-х годов для Демурова это, если хотите квинтэссенция по жизни. Все самое светлое, жизнестойкое,  все – оттуда. Наше поколение я вообще называю перемещенными лицами. Нас переместили, из 20 века в 21. Поверьте это нелегко. И во мне вызывает чувство уважения, когда люди умеют жить не только ради себя, но помогать другим, делу. Очень тяжелую ношу взвалил на себя   Георгий Сергеевич Демуров, когда попытался приподнять корабль театра драмы и на девять лет стал его художественным руководителем. А ведь и получалось, театр приподнялся-таки и напомнил о себе на театральной карте России. Я считаю, что со стороны Демурова это поступок, достижение любимца публики,  достойный нашей признательности..

 

  • * *

Ну вот я сбиваюсь на высокие тона. Конечно, как без них, но их то не любит наш юбиляр. Поэтому все-таки позволю себе маленькую шутку. Несколько лет мы пикируемся с Демуровым, сочиняя друг про друга невероятные истории. Это-то что-то вроде книги двух замечательных людей, один из них грузин, о путешествии Пушкина вокруг Африки. Да, Александр Сергеевич за пределы империи не выезжал, не довелось. Африканского путешествия не было, но Пушкин был, и очень похожим получается в книжке.

Так вот мы сочиняем друг о друге разные невероятные истории, которые однако вполне могли случиться…  Один из дядюшек Демурова служил в Тбилиси заместителем директора ТЮЗа, опекал молодого режиссера Георгия Александровича Товстоногова,  приводил маленького Геру к актерам,  игравшим сказочных персонажей. Однажды мы вместе с Демуровым смотрели какой-то фильм и  на минутку в кадре появился Евгений Лебедев. «Ой, дядя Женя» - вырвалось непроизвольно у Георгия Сергеевича. Расспрашивать подробности я не стал, но вот какую небывальщину сочинил в ответ. Если вы улыбнетесь, если улыбнется наш юбиляр, буду счастлив.

И настал час, и приехал в Тбилиси сам нарком путей сообщения, главный после Иосифа Виссарионовича, друг железнодорожников страны, десятилетия числившийся членом Политбюро, Лазарь Моисеевич Каганович. Как водится, запланировали совещание передовиков железнодорожного труда. А где его проводить, как ни в зале театра юного зрителя,  носившего гордое звание – имени Кагановича. О первой части совещания умолчим, ибо носило оно по тем временам характер повсеместный и замечательно- отчетный по совершенным успехам, не смотря на отрыжки троцкистов и прочих врагов советской власти. Во второй же части собравшемуся партактиву, любимому руководству и прочим стахановцам железнодорожных перевозок предлагался концерт. Сначала исполнили песню о Сталине, Родине, какой-то заслуженный артист прочитал стихи, опять же о Сталине и боевом помощнике вождя Кагановиче. Зал был доволен. Наконец, на сцену вывели мальчика лет 5-6 в коротких штанишках и крохотным галстуком-бабочкой. Малыш, какой-то родственник одного из администраторов ТЮЗа им. Кагановича, сел за пианино и как бы теперь сказали,  сбацал какой-то этюд Генике. Чтобы звучало посолиднее, ведущий концерта объявил, что это революционный этюд. В  мальчике было столько обаяния, а песни о Сталине, Родине, наркоме Кагановиче немножко казались однообразными, что публика шумно приветствовала пианиста. Сам Лазарь Моисеевич Каганович  громко аплодировал и позвал паренька к себе. И здесь наступила полная тишина:

- Как тебя зовут? - дружески спросил нарком.

- Георгий Демуров – без запинки ответил мальчик.

- А кем ты хочешь стать – артистом или железнодорожником? поинтересовался соратник вождя.

Мальчик на минутку задумался. И потом выпалил:

- Хочу стать большевиком!

Что началось в зале, даже трудно описать. От аплодисментов, казалось разрушатся стены. За всю свою жизнь Георгий Сергеевич не слышал больше в свой адрес таких громовых оваций.

Услышав это, Лазарь Моисеевич на минутку даже загрустил – ведь ему-то так не аплодировали, у наркома нечаянно вырвалось: «Ну, ты и артист!»

А ведь как в воду глядел.

Надеюсь, эта шутка никого не обидит, даже нашего юбиляра, просто очень талантливого человека. Человека, который умеет влюблять  в себя публику..

 

  

 

Copyright © 2003-2014 Н.Ю.Прибутковская
Created by GraphitPowered by TreeGraph